Зачем бизнесу проводить независимую оценку пожарного риска: реальные угрозы и выгоды
Независимая оценка пожарного риска — это процедура, в ходе которой проводится всестороннее обследование объекта защиты с целью определения степени его соответствия установленным требованиям пожарной безопасности. В отличие от плановой проверки МЧС, эта оценка проводится по инициативе собственника или арендатора объекта и осуществляется сторонними экспертными организациями, аккредитованными в области оценки пожарных рисков.
Главное отличие — по форме государственная инспекция проверяет по своему плану и действует от имени государства, а независимая оценка — это договорные отношения между заказчиком и аккредитованной экспертной организацией. Тем не менее, требования для оценки идентичны: применяются те же нормативные документы, включая постановления Правительства России, правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям, регламенты, методики расчетов оценки пожарного риска и стандарты обеспечения пожарной безопасности.
Процедура выгодна далеко не всем, но для большинства организаций она может стать прагматичной альтернативой. Например, компании, работающие в секторах с умеренной пожарной опасностью, выбирают независимую оценку для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности, минимизации административной нагрузки и снижения потенциальных рисков ущерба от внеплановых проверок. Также в случаях аренды или реконструкции здания заключение позволяет убедиться в соблюдении условий безопасности и предотвращает спорные ситуации с арендодателями или надзорными органами.
Ключевой мотив — возможность заменить государственный надзор установленной процедурой путем независимой оценки, если объект попадает в перечень, позволяющий такое правовое решение. Это официально предусмотрено пунктом 6 статьи 144 ФЗ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — при условии, что полученное заключение действительно и соответствует форме документа, утверждённой правительством.
Какие объекты подлежат и не подлежат независимой оценке
Не каждая организация и не каждый объект может воспользоваться механизмом независимой оценки. Перечень объектов определен в правилах оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности и связан с категорией помещений, видом деятельности, численностью людей на объекте и уровнями пожарной опасности.
Независимая оценка может применяться к следующим типам объектов:
  • административные и офисные здания площадью до 1500 м²;
  • здания предприятий торговли (не выше II степени огнестойкости и ограниченной площади);
  • склады с малым объемом пожароопасных материалов;
  • общественные здания, не входящие в перечень социально значимых объектов — детсады, больницы, пансионаты, школы и т.п.;
  • здания гостиничного назначения, кроме объектов с численностью людей свыше 50 на этаже.
Исключение составляют объекты с массовым пребыванием людей, высокой пожарной опасностью или критическим значением для функционирования инфраструктуры.
Нельзя заменить государственный надзор независимой оценкой на объектах:
  • жизнеобеспечения (энергетика, вода, газ, медучреждения);
  • с временным пребыванием детей или маломобильных групп населения;
  • системообразующих производств и объектов I-II класса функциональной пожарной опасности;
  • классифицированных приказами МЧС как стратегические или повышенной опасности.
Также не допускается замена оценки для зданий, не введенных в эксплуатацию, либо где имеются явные нарушения обязательного характера (например, отсутствие эвакуационных выходов или сигнализации). В таких случаях сначала необходимо привести объект в норму, а затем заказывать независимую оценку.
Поэтому ответ на главный вопрос — «А можно ли нам?» — зависит от функционального назначения объекта, его технических характеристик и размещения. Предварительную оценку можно получить у экспертной организации или проконсультироваться на сервисах МЧС, где публикуются актуальные списки объектов согласно новостям и регламентам, утвержденным постановлениями.
Требования к организации проведения оценки
К кому обратиться?
Проведение оценки имеет право осуществлять только экспертная организация, получившая аккредитацию от органа, осуществляющего деятельность в области оценки пожарных рисков. Это обязательное условие. В соответствии с положениями главы VIII Федерального закона №123 и постановления Правительства России №1378 действует единый реестр аккредитованных лиц, в котором можно проверить актуальный статус компании.
Требования к такой организации:
  • наличие экспертного состава, прошедшего соответствующую аттестацию;
  • действующая аккредитация МЧС (публикуется в официальном реестре на сайте ведомства);
  • опыт работы в области оценки пожарных рисков не менее 3 лет;
  • регистрация в системе ФГИС «Аршин» для загрузки результатов в электронную базу;
  • возможность предоставления формы заключения в электронном виде с усиленной ЭП.
Обратите внимание: копию аккредитационных документов и список экспертов вы вправе запросить до подписания договора — добросовестные компании не скрывают эту информацию, а часто и публикуют на сайте.
Что включает процесс?
Процедура состоит из нескольких этапов, каждый из которых регламентирован и требует соблюдения сроков:
Раскрыть текст
  1. Подача заявки. Заказчик направляет в экспертную организацию запрос с описанием объекта, его назначения, площади, плана и допусков. Приложить при этом нужно кадастровый план, проектную документацию (если есть) и сведения о системах оповещения, сигнализации, противопожарного водоснабжения.
  2. Анализ предоставленной информации. Эксперт проводит первичный анализ соответствия и формирует план проведения обследования.
  3. Выезд на объект. Обязательная очная проверка, в ходе которой проводятся все измерения, фотофиксация, при необходимости — испытания функционирования систем пожарной безопасности.
  4. Разработка экспертного заключения. Включает расчёты оценки пожарного риска, сведения об обследовании, перечень выявленных недостатков, предложения и итоговый вывод по выполнению условий соответствия.
  5. Регистрация и передача документа. Заключение оформляется в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной ЭП эксперта и направляется заявителю. Срок оформления — не более 20 рабочих дней с даты выезда.
Дополнительно поясняется, что заключение действительно в течение 3 лет, при условии, что в объекте не происходило изменений, влияющих на пожарную опасность: капитальные реконструкции, смена назначения, замена систем противопожарной защиты.
Кто и как проводит осмотр?
Обследование проводит эксперт (или группа), имеющий право на соответствующий вид работ. Он использует методы инструментальных измерений, визуальное обследование конструкций, фотофиксацию технических решений, копию проектной документации, при необходимости — данные систем диспетчеризации или отчетов планово-предупредительных осмотров.
Часто включаются:
  • проверка состояния выходов и эвакуационных путей;
  • замер ширины коридоров и дверей;
  • оценка работоспособности системы оповещения и управления эвакуацией;
  • исследование кабельных линий на предмет огнестойкой изоляции;
  • экспертиза огнезащиты металлических конструкций, дверей, люков;
  • анализ документации по обучению персонала действиям при пожаре.
Все этапы проводятся в присутствии представителя собственника или руководителя объекта. В конце работы экспертом оформляется журнал обследования, протоколы исследований и фотоотчёт — эти материалы включаются в итоговое заключение или прилагаются при необходимости.
Как выглядит результат?
Заключение оформляется в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта и организации. В нём указываются:
  • сведения об объекте (адрес, наименование, собственник);
  • описание конструктивных особенностей, классификация по пожарной опасности;
  • используемая методика расчета пожарного риска и её результаты;
  • вывод о выполнении требований нормативных документов;
  • при необходимости — предложения по устранению несоответствий;
  • дата, номер, реквизиты экспертной организации.
Заключение вносится в федеральный реестр заключений независимой оценки пожарного риска. При последующих взаимодействиях с органами надзора достаточно предоставить копию с электронной подписью — она имеет юридическую силу в течение 3 лет, как предусмотрено подпунктом д) пункта 42 Постановления Правительства РФ № 304.
Как отличить добросовестную организацию по оценке от «выдающих бумажки»
На рынке оценки пожарных рисков работает множество компаний, но далеко не все они действуют в рамках закона и профессиональной этики. Различие между добросовестной экспертной организацией и "выдающей бумажки" заключается в подходе к проведению процедуры, качестве аналитики и ответственности за свои выводы.
Ряд признаков поможет отличить реального исполнителя от формального:
Раскрыть текст
  • Прозрачность процесса. Надежные организации всегда описывают этапы работ, указывают сроки, предоставляют документы по запросу и не обещают «мгновенных решений».
  • Уведомление МЧС. По регламенту экспертная компания должна направить в органы надзора информацию о заключении. Это обязательное условие — без него документ юридически недействителен при проверке.
  • Предоставление пояснений. После подготовки заключения эксперт обязан разъяснить выводы, обосновать расчёты, предостеречь от нарушения условий применения заключения.
Также важно, чтобы заключение оформлялось в форме электронного документа, включало объективную информацию о состоянии пожарной безопасности и соответствовало требованиям подпунктов пункта 327 правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности.
«Красные флажки», которые должны насторожить:
  • предложение оформить заключение за 1 день или "по телефону";
  • отказ от осмотра, замеров, фотосъёмки, анализа документации;
  • ценовое предложение ниже рыночного в несколько раз;
  • отсутствие аккредитации или сведений в открытом реестре;
  • отсутствие вопросов по объекту — профессиональные эксперты интересуются системой, объемами, отделкой, числом людей и др.
Заказчику важно понимать: при выборе недобросовестного исполнителя основную ответственность несёт собственник. Если в ходе реальной проверки МЧС выявит, что заключение составлено с нарушением условий или на основе недостоверных данных, оно будет признано недействительным. Последствия включают как штраф, так и внеплановую проверку, предписание об устранении нарушений, административные меры за невыполнение требований пожарной безопасности.
Отдельный риск — если по такому заключению случится пожар. Тогда любые действия со стороны собственника, использовавшего формальную экспертизу, будут расцениваться как халатность, вплоть до уголовной ответственности в случае ущерба жизни и здоровью.
Что проверяют эксперты и какие типичные нарушения выявляются
Опыт показывает: несмотря на формализованный подход, независимая оценка — это не просто сверка «по списку». Эксперт анализирует общую пожарную опасность объекта, его состояние, эксплуатационные особенности и соответствие установленным требованиям комплексно.
Минимальный перечень положений, которые проверяются всегда, включает:
  • наличие и состояние путей эвакуации;
  • оснащенность системами обнаружения и оповещения о пожаре;
  • устройство противопожарных преград, огнезащитной обработки;
  • объективные данные по риску возникновения и распространения пожара;
  • наличие инструктажа, плана эвакуации и журналов обучения персонала;
  • работоспособность автономного пожароотключения (где применимо);
  • состояние пожарного инвентаря и систем внутреннего водоснабжения;
  • соблюдение норм содержания помещений (чистота, отсутствие загромождений, доступ к огнетушителям и щитам);
  • выполнение требований к электропроводке, защитной автоматике, кабелям;
  • наличие технической документации на системы, протоколы их испытаний;
  • расположение наружных пожарных гидрантов и подъездов для техники.
Наиболее частые несоответствия, выявляемые экспертами:
Раскрыть текст
  • отсутствие или неправильная организация эвакуационных выходов (чаще всего — меньшая ширина выхода, отсутствие дверей с защёлкой против направления движения, замки без антипаники);
  • неисправная система автоматической пожарной сигнализации (отсутствие сигнала на контрольные панели, сбои в работе датчиков, разорванные цепи);
  • устаревшие планы эвакуации, не соответствующие фактической планировке помещений;
  • использование горючих материалов при отделке помещений без огнестойкой обработки;
  • отсутствие подтверждённых инструктажей и планов по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности;
  • самовольное изменение планировок, перекрытий, расположения перегородок без актуализации противопожарной документации.
Важно: устранить часть нарушений допускается в ходе самой оценки. Эксперт вправе сделать предварительное замечание, и если неисправность можно оперативно исправить (например, замена неисправного дымового датчика), допускается корректировка до финального заключения. Однако принципиальные нарушения — отсутствие систем как таковых, неправильная категория помещения, отсутствие путей выхода — потребуют капитальных изменений и не могут быть «списаны» под гарантийное письмо.
Какие последствия и преимущества даёт заключение независимой оценки
Полученное заключение — это официальный документ, подтверждающий соответствие объекта установленным требованиям пожарной безопасности. Оно обладает юридической силой и в ряде случаев освобождает от плановой проверки органов надзора в течение 3 лет с даты утверждения заключения.
Преимущества:
  • Снижение нагрузки со стороны контролирующих органов. При наличии актуального заключения объект исключается из плана выездных проверок, если только не будет оснований для внепланового визита (пожар, жалоба, чрезвычайная ситуация).
  • Формализация безопасности. Заключение позволяет документально зафиксировать состояние систем пожарной безопасности на объекте, что защищает собственника в случае споров, ревизий или проверок.
  • Объективная оценка рисков. Эксперт указывает не только на факты, но и на факторы риска, которые могут стать основой для внедрения дополнительных мер: установка аварийного освещения, перегруппировка помещений, внедрение системы оповещения.
  • Снижение страховых и юридических рисков. При возникновении чрезвычайной ситуации наличие подтверждённого заключения снижает вероятность привлечения собственника к административной или уголовной ответственности, если меры выполнялись добросовестно.
  • Упрощение связи с арендодателями или арендаторами. Заключение становится базой для распределения обязанностей по поддержанию противопожарного режима в арендуемых объектах.
Тем не менее, документ не является разрешением на деятельность и не подменяет наличие систем противопожарной защиты. Полученное заключение фиксирует факт выполнения требований на момент обследования. Оно не освобождает от ответственности за последующее нарушение противопожарного режима, пожар или угрозу жизни.
Также стоит учитывать, что при смене назначения помещений, выполнении перепланировок или изменений в пожарной обстановке заключение утрачивает силу — в таком случае необходимо проводить оценку повторно.
В законодательстве установлено: заключение действительно, если выполнены все условия, а сведения, на которые опирался эксперт, не менялись. В случае невыполнения условий, выявления ложных сведений или сокрытия факторов, влияющих на риск, документ может быть признан недействительным или отозван через суд либо по представлению МЧС.
Когда независимая оценка может обернуться проблемами — реальные сценарии
Несмотря на очевидные плюсы, процедура несёт риски при формальном подходе. Наиболее типичные сценарии возникновения проблем:
  • Заключение получено, но пожар всё же произошёл. Проверка демонстрирует: объект не соответствовал условию эксплуатации — личная халатность, отсутствие технического обслуживания, воспламенение по причине неправильной эксплуатации оборудования. При этом, согласно расчётам, пожарный риск был оценен как допустимый. Также возможна ситуация, когда во время выполненной оценки эксперт не заметил важных отклонений, а после ЧС МЧС оспаривает выдачу заключения.
  • Проверка выявляет, что данные в заключении ложны. Например, эксперт указал наличие автоматического пожаротушения, которого фактически не существует. Или использовал в расчетах параметры, не соответствующие строительной или технической документации.
  • Формальная оценка без выезда. Подобные «услуги» закупаются ради «галочки». Но в случае внепланового визита инспектора либо при разбирательстве с прокуратурой в отчётах находят расхождения — начинается административный процесс, возможно уголовное преследование по статье 293 УК РФ (служебная халатность), если действия повлекли ущерб.
Что делать, если выявлены нарушения после получения положительного заключения?
  1. Провести внутреннюю проверку и выяснить — является ли нарушение фактом, имевшим место на момент оценки.
  2. Связаться с выдавшей заключение организацией с требованием о пересмотре или отзыве (если признаётся ошибка или несоответствие).
  3. При невозможности доказать объективность — заказать повторную независимую оценку в другой организации и направить официальный запрос в реестр на аннулирование прежнего заключения.
Важно: заключение может быть аннулировано в случае выявления грубых нарушений, несоответствия документам характеризующих пожарную опасность объекта защиты, либо явного нарушения правил оценки соответствия. Основания установлены в подпунктах пункта 61 регламента проведения оценки соответствия объектов защиты продукции установленным требованиям пожарной безопасности.